Статья 21415

Название статьи

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ 

Авторы

Гусева Екатерина Владимировна, кандидат педагогических наук, преподаватель, Пензенский областной медицинский колледж (Россия, г. Пенза, ул. Лермонтова, 5), katerinavg@list.ru
Родионов Михаил Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой алгебры и методики обучения математике и информатике, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), do7tor@mail.ru

Индекс УДК

37.02

Аннотация

Актуальность и цели. На сегодняшний день в научно-методической литературе в недостаточно полном объеме представлены вопросы специального содержательно-методического анализа работы по обучению решению задач по информатике олимпиадного характера широкой аудитории учащихся, реализуемого с определенных методологических позиций, что определяет актуальность данного исследования. Цель данного исследования – выявление общих содержательно-методических особенностей работы по обучению школьников и студентов непрофильных специальностей поиску решения задач по информатике олимпиадного характера.
Материалы и методы. Выявление этапов решения олимпиадных задач и их содержательно-методическая характеристика основаны на интеграции классического подхода, принятого в теории и методике обучения поиску решения задач, и известной схемы решения поисковых задач с помощью компьютера.
Результаты. В статье определены и раскрыты этапы решения олимпиадных задач по информатике: содержательная постановка задачи, формализация условия задачи, построение алгоритма решения данной задачи, программная реализация, отладка и тестирование программы, отправка решения на проверку, проведение расчетов, анализ и проверка полученных результатов, обобщение. Выявлены содержательно-методические особенности организации работы по обучению решению задач описываемого типа, выделены критерии подбора задач для такой работы, дана ее процессуальная характеристика.
Выводы. Реализация предлагаемых в статье педагогических решений в существенной мере повышает эффективность работы по овладению учащимися умениями решать задачи по информатике поискового характера, тем самым актуализируя развивающий потенциал содержания курса информатики и смежных курсов на различных этапах и уровнях образования. При этом оказалось возможным обеспечить рациональное сочетание традиционных и компьютерно-ориентированных методических приемов обучения решению олимпиадных задач. Раскрыты содержательно-методические особенности организации работы по решению задач олимпиадного характера, выделены критерии подбора задач для такой работы, дана ее процессуальная характеристика. Понятно, что в зависимости от уровня подготовки учащихся рассмотренная структура процесса решения задачи олимпиадного характера может реализовываться в различных модификациях и с различной степенью участия преподавателя.

Ключевые слова

предметная олимпиада, информатика, требования к олимпиадным задачам, этапы решения задач по информатике, обучение решению задач олимпиадного характера.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Борисов, Н. А. Двухуровневая подготовка школьников и студентов к олимпиадам по программированию / Н. А. Борисов // Применение новых технологий в образовании : материалы XXII Междунар. конф. – Троицк, 2011. – С. 232–233.
2. Кирюхин, В. М. Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по информатике в 2012/2013 учебном году / В. М. Кирюхин. – М., 2012. – С. 39.
3. Чернецкая, Т. А. Интерактивные творческие среды как средство формирования у школьников элементов математической деятельности исследовательского характера / Т. А. Чернецкая, М. А. Родионов // Информатика и образование. – 2014. – № 3. – С. 36–41.
4. Рекомендации по проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по информатике в 2013/2014 учебном году. – М., 2013. – С. 49.
5. Гусева, Е. В. Интегрированные элективные курсы как средство профилизации образования в кадетских школах (на материале курсов математики и информатики) : дис. ... канд. пед. наук / Гусева Е. В. – Пенза, 2012. – 243 с.
6. Гусева, Е. В. Методика обучения решению математических задач военно-прикладной направленности на основе использования программных средств образовательного назначения / Е. В. Гусева, М. А. Родионов // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. – URL: www.science-education.ru/111-10302 (дата обращения: 02.11.2013).
7. Родионов, М. А. Профилизация образования будущих курсантов военных ВУЗов на основе организации интегрированных элективных курсов : моногр. / М. А. Родионов, Е. В. Гусева. –Пенза :ПГУ, 2013. –188 с.
8. Родионов, М. А. Обучение школьников структурированию знаний на основе использования программных средств образовательного назначения : моногр. / М. А. Родионов, И. В. Акимова. – Пенза : ПГПУ имени В. Г. Белинского, 2010. – 180 с.
9. Родионов, М. А. Теория и методика обучения информатике : учеб. пособие / М. А. Родионов, О. М. Губанова. – Пенза : ПГПУ имени В. Г. Белинского, 2012. – Ч. 1. Общая методика. – 43 с.
10. Рожкова, Д. А. Структурные характеристики системы математических задач, направленной на формирование проектно-конструктивных умений школьников / Д. А. Рожкова, М. А. Родионов // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – Нижний Новгород : Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2013. – № 5. – Ч. 2. – С. 182–185.

 

Дата создания: 12.02.2016 09:29
Дата обновления: 05.05.2016 13:50